Картография
Когда мы смотрим на старинные карты, у нас возникают противоречивые чувства.
С одной стороны — очень и очень интересный артефакт, обмусоленный как фильмами, так и игрушками.
А с другой стороны — использовать ЭТО как карту (то есть по прямому назначению) ни у кого из современных людей рука не поднимется. Ну, разве что у совсем конченных сценаристов сериалов.
Однако, это все-таки карты. Но почему они такие?…
Мы не будем здесь вспоминать творение незабвенного Козьмы Индикоплова. И неважно, что Земля в виде «сундука» была принята богословами за основу. И неважно, что Индикоплов сам немало путешествовал (от Эфиопии до Цейлона) и мог бы кое в чем (на счет шарообразности Земли) убедится лично. Нас интересуют карты профессионалов — то есть настоящих путешественников, хотя бы тех капитанов, что возили Индикоплова.
Однако, взглянув на их творения, тоже сложно не почесать в затылке. Как по таким данным путешествовать, совершенно непонятно. И вопрос не в отсутствии женского голоса «через 250 метров поверните налево». Создается ощущение, что карты создавали не только не те люди, что путешествовали, но и картограф общался с путешественником не лично, а по телефону, при этом сигнал был как в подвальном кабаке с половиной пропавших пакетов сотовой связи.
Неужели карты были такими, потому что потребности в них не было?
Нет, потребность была.
Тут играют роль психологические отличия древнего человека, а именно — восприятие пространства-времени.
Вот именно так — «пространства-времени», вполне по Эйнштейновски. В древнем сознании понятие «где-то там» не отличалось от понятия «когда-то там». Поэтому истории про русалок почти без изменений пересказывались со времен Древнего Рима и до начала технической революции, а описание древнешумерских царей таково, что разнесенные сотней лет и правящие разными городами выглядят как будто они правили одним городом в одно время и активно общались.
Как я понимаю, это все упирается в веру в мелких богов. Которые живут «где-то тут за соседней горой». И время у которых если и течет, то не так. И у всех, кто живет за соседней горой время течет примерно одинаково. Да и «за соседней горой» — тоже не точный адрес. А за той горой, вроде другая гора. Вроде…
Мерлин может пропасть на года, просто попав в пещеру. А там и фейри где-то недалеко, у которых время и не течет.
Мир был цельный, как в Теории Относительности. А цельное можно увидеть только без мелких деталей. Кого интересует точная форма залива? Достаточно знать, что он расположен через два залива от нашего.
И вот попаданец желает провести военную операцию. Он даже и армию завел как раз по такому случаю. Но куда ее вести? За сколько суток управимся? Даже в Римской Империи, где существовали специальные колесницы, считающие обороты колеса для точного измерения расстояния и отличные дороги — все равно было много непредсказуемого. А до и после Римской Империи…
Представляете, с какими трудностями столкнется попаданец?
Тут вопрос не введении точного масштаба или умения чертить кроки. Вопрос в головах аборигенов. Нужно поломать их представления, но они обязательно будут сопротивляться. Потому что возникнут вопросы «а где точно живут боги?» или «а сколько точно лет назад это произошло?».
Ситуация — абсолютно аналогичная той, что происходила потом между наукой и религией. Вера возникает только там, где нет математики. И расчеты убивают веру точнее костра.
Когда попаданец будет рисовать точную карту — он будет убивать непознанность мира (а для некоторых — и непознаваемость). Кому приятно, если мир из магического, непредсказуемого и поэтому очень интересного — превращается в сухую распечатку базы данных? При этом (что особенно ужасно), в каждой цифре базы данных — правда. И нет тайны и нет интереса. И незачем рисовать на полях карты грифонов с единорогами.
Мы сейчас не чувствуем этой подмены волшебства на технологии, но… Вы бы согласились на этот обмен??
Использованная литература:
А. Гуревич. Категории средневековой культуры. 1984.
С. Крамер. Шумеры. 2002.
Источник:Попаданцев.Нет