Экраноплан

Дирижабли волнуют умы альтернативщиков всего света, экранопланы же в основном интересны русским мечтателям. Причина — только в СССР имелся опыт широкого применения экранопланов. Комплекс «не имеющего мировых аналогов оружия», помноженный на техническую малограмотность технарей-обывателей, привел к появлению самых диких мифов о характеристиках этих машин.

Экраноплан использует для полета экранный эффект — при приближении к земле подъемная сила крыла возрастает. Грубо говоря, воздух, зажатый между землей и крылом, совершает работу по поддержанию машины в воздухе с меньшими затратами энергии. Вот два похожих графиков из разных источников, описывающих эффект.

По оси х — высота над землей измеренная в единицах длины крыла, по оси у — аэродинамическое качество. Видно что экранный эффект не совершает чудес — качество крыла улучшается в два-три раза, причем существенное улучшение наступает лишь с высоты примерно в половину длины крыла, а самые интересные результаты получаются на опасно низкой высоте. На практике экраноплан используется на высоте в 10-30% длины крыла, на меньшей высоте трудно избежать столкновения с поверхностью, на большей — эффективность быстро падает до эффективности самолета, причем плохого самолета.

Низкая высота полета означает что экраноплан по сути дела является водным транспортом — летает над водой и практически всегда предусматривается возможность посадки на воду. Малое расстояние до поверхности делает невозможными повороты с креном, что приводит к отвратительной маневренности. Например 2.5 тонный Амфистар на скромной скорости 150 км/ч имеет радиус поворота в 700 метров, 500 с замедлением, трехсоттонному Луню было нужно 3 километра. Реки, как известно, редко текут по прямой и даже если пилот впишется в повороты реки, то по прибытию обнаружит что была потеряна изрядная часть преимущества перед самолетом, который всегда может лететь по кратчайшему пути.

К сожалению даже вода не обеспечивает экраноплану идеально ровную опорную поверхность. Малые экранопланы выдерживают примерно 0.5 метровые волны, 120-тонный «Орленок» мог летать на экране и над 2.5 метровыми, 500-тонный Каспийский Монстр выдерживал до 3.5. Но при полете над такими волнами расход топлива увеличивается на 40-50%, а постоянное следование за поверхностью воды утомляет пилота. Даже перспективный американский 2500-3000 тонный экраноплан рассчитывался на 4.5 метровые волны и смог бы пересекать Атлантику далеко не в любую погоду.

Экраноплану часто приписывается уникальная незаметность для радаров и отсутствие потребности в аэродрома за счет посадки на воду. В принципе верно, если не считать части про уникальность. Классическая авиация давно научилась использовать низкие высоты для уклонения от радаров, а гидропланы появились задолго до экранопланов.

Еще одной нерешенной проблемой экраноплана является необходимость 2-3 кратного запаса тяги для взлета, из-за чего машине нужны вполне самолетные мощности моторов. Достаточно сложной проблемой является обеспечение стабильности полета и контроля высоты. Судя по статистике аварийности, западная электроника и крылья обратной стреловидности американского конструктора Липшица лучше справились с этой задачей, чем некоторые «не имеющие аналогов». Та же статистика аварий опровергает иногда упоминаемый миф о том, что низкая высота полета делает экраноплан безопасным видом транспорта — слишком уж мал запас времени у пилота на такой высоте.

В общем экраноплан это самолет, удвоивший эффективность, но способный летать лишь над относительно спокойной водой. В том что экранопланы не используются повсеместно виноваты их недостатки, а не заговор ЗОГа. У них есть своя ниша, но стоит ли она внимания попаданца?