Праща

Вся история разума и цивилизации неразрывно связана с метательным оружием. Началась эта история, несомненно, с обычных булыжников, запущенных рукой. А откуда вообще возникла необходимость в дополнительных приспособлениях для метания?

Проблема не в том что у руки малая мощность. При поднимании двухпудовой гири на 70 см рука разом совершает работу порядка 200 Дж. Обычно считается, что осколок с энергией 80-100 Дж обеспечивает 50% вероятность вывода противника из строя, так что даже 200 Дж это вполне солидная сумма. Механические метательные приспособления не добавляют снаряду «своей» энергии — вся энергия в них закладывается человеком.

Проблема при ручном броске в сложности передачи всей этой энергии снаряду. Как выглядит идеальное метательное устройство? Невесомый рычаг с оптимальным плечом, передающий усилие от движителя снаряду. Если же рычаг имеет вес, то на разгон его массы приходится затрачивать уйму энергии. Если масса рычага заметно больше массы снаряда, то большая часть энергии тратится впустую.

Вообще масса мускулов конечностей размещена весьма разумно с точки зрения быстрых движений. Мускулы сокращаются относительно слабо — но благодаря использованию костей в качестве рычагов, движение конечностей происходит намного быстрее скорости мышечного сокращения. В кисти практически нет мускулов — почти все они находятся в предплечье и передают усилие через сухожилия. Аналогично, движения сгибания и разгибания локтя производятся бицепсом и трицепсом — мускулами находящимися выше локтя. Бицепс можно было бы расположить и на предплечье, но это увеличило бы инерцию, сопротивляющуюся быстрому сгибанию руки, бицепс бы тратил часть своего усилия на бесполезный разгон себя самого.

В общем рука приспособлена к быстрому движению, ее возможностей вполне достаточно для хватания за ветку за десятые доли секунды. Если же речь идет о броске стограммового камня на скорости в сотню метров в секунду, то пятикилограммовая масса руки внезапно становится изрядной обузой.

Эта проблема легко решается добавлением палки или веревки, соединяющих снаряд с рукой. Длина рычага увеличивается — при той же скорости снаряда движение руки можно замедлить, а на разгон легкой веревки тратится минимум энергии. Все необходимые детали — сетка для снаряда и петля для надевания на палец(беседочный узел, если вы не знаете что это такое — рекомендую немедленно узнать), сооружаются из одной и той же веревки. У нас получилась праща — простейшее метательное приспособление(изготовление пращи с полного нуля на Primitive Technology).

Сравним рекордные результаты бросков для руки и пращи. Рекордная бейсбольная подача — 47 м/с, при типичном весе мяча 145 г, что дает нам энергию 160 Дж. Рекорд по метанию из пращи — 52-граммовый камень на расстояние 437 метров(праща 129.5 см). По моим расчетам, начальная скорость камня была примерно 160 м/с, а энергия — 650 Дж. Разница налицо.

С каменным снарядом праща вполне сравнима с простейшим луком, а праща со свинцовыми снарядами вполне сравнима по убойности и дальнобойности с лучшими луками и стрелами с бронебойными наконечниками.

Ограничимся лишь ссылками на технику метания из пращи и историю ее использования.

Полезность пращи для попаданца ограничена ее древностью. Она точно известна большую часть неолита — последние 10 тысяч лет, а возможно и все 50 тысяч.

Но главное ограничение — практическая бесполезность пращи для любого, кто не провел годы в тренировках по ее использованию. Все что я могу посоветовать начинающему пращнику на основании своего опыта в нескольких десятков бросков — тренироваться без свидетелей. Не потому что вам будет стыдно промахиваться мимо цели, а потому что камни поначалу будут случайно лететь во всех направлениях.

Ограниченная точность пращи это факт. Но откуда берется эта проблема? Попробуем сбить небольшую фигурку ударом груза на конце метровой веревки. Скорее всего у вас это получится. Плоскость вращения веревки вполне контролируется с точностью в сантиметры, что соответствует десяткам сантиметров промаха на расстоянии броска — вполне приемлемо.

Но направление броска определяется не только плоскостью вращения, но и временем высвобождения камня. На скорости в сотню метров в секунду для того чтобы высвободить камень в нужной точке плюс-минус несколько сантиметров нам надо добиться точности высвобождения в несколько десятитысячных секунды. Но максимальная скорость срабатывания нейрона составляет 5-10 тысячных секунды — по крайней мере в десять раз медленнее чем надо! Остается лишь поражаться тому что люди вообще умудряются куда-то попадать из пращи.

Тааак… А что если добавить устройство, высвобождающее камень автоматически?

К стыду своему я начал с проектирования сложных конструкций с третьей веревкой и дополнительными палками и лишь затем понял — достаточно заменить пальцы пращника, отпускающие один из концов пращи, на петельку на конце веревки и крючок, с которого эта петелька сорвется. Крючок сойдет и деревянный, хотя я использовал металлический.

На иллюстрации вы можете видеть результат — деревянная рукоятка, доработанная под анатомическую форму, с крючком, прикрепленной веревкой и желобком для намотки веревки. Такой вариант позволяет стрелять с минимальным обучением. Для боевого использования я бы убрал желобок, прикрепил мертвый конец веревки к колышку на конце рукояти и придерживал петлю на крючке пальцем — это позволяет избавится от намотки и увеличить скорострельность.

На первой тренировке глубокий крючок приводил к тому, что камни летели под углом 45 градусов влево, спиливание конца крючка решило проблему.

По результатам пары тренировок скажу твердо — для стрельбы по группам противника эта штука годна уже после нескольких тренировок. Можно ли добиться попаданий по одиночным целям? Боюсь у меня лично нет времени это выяснять. Но несколько серий в 2-3 последовательных попадания в одно и то же место позволяют на это надеяться.