Скретч-голограмма
Сегодня мы познакомимся с крайне простым, но весьма впечатляющим способом создания трехмерных изображений — скретч-голограммой(scratch hologram, scratchogram, mechanical hologram, abrasion hologram, poor man’s hologram).
Возьмите винтовой циркуль со стальными иглами на обоих концах(или с грифелем, но остро заточенным) и кусок прозрачного пластика(например крышку от DVD коробки). Нацарапайте на пластике окружность и осмотрите поверхность на солнце, плавно поворачивая ее. Вы увидите два точечных солнечных блика на окружности. Это обычное отражение от стенок «каньона» царапины.
В первую попытку изображение лучше рассматривать на солнце в безоблачный день, но при минимальном навыке подойдет даже свет свечи(я проверял на свете пары спичек). Циркуль должен иметь регулирующий винт или иной способ фиксации ножек — если кривизна дуг будет меняться случайным образом, то изображение станет размазанным. Сначала лучше ограничится неглубокими царапинами — рваные стенки глубоких могут отражать свет неравномерно, обычно советуют даже затупить острие. По моему опыту, пластик неплохо царапается даже заточенным грифелем, но винты держателей стоит затянуть потуже — иголка и грифель могут сдвигаться при рисовании. Камера хорошо различает точки, но для глаза они сливаются в линии и вживую изображение выглядит намного эффектнее чем на иллюстрациях.
А что если мы будем менять кривизну дуг по мере рисования линии? Тогда линия будет вести себя отлично от соседей при повороте — наш мозг будет интерпретировать это как «объемность» линии(видео). Простой способ нарисовать такую линию — нарисуйте начальную и конечную точку дугами разной кривизны, затем возьмите точку посередине между ними и настройте циркуль так чтобы он рисовал дугу посередине между двумя предыдущими, затем повторите, разбивая линию на все более мелкие отрезки. Или отмеряйте циркулем расстояние от текущей точки линии до какой-то другой. Тогда по мере продвижения по линии раствор циркуля будет непрерывно меняться.
Еще один интересный прием — нарисовать половину изображения дугами загнутыми вверх, половину — дугами загнутыми вниз. Тогда эти части будут по разному реагировать на поворот поверхности. Собственно «объемность» изображения видна даже без движения поверхности — для левого и правого глаза изображение выглядит чуть по разному, так что оно будет объемным даже для многоглазого инопланетянина, в отличии, скажем, от стереоизображения 3D телевизора.
Строго говоря, под голограммой обычно подразумевают сложную дифракционную решетку, восстанавливающую исходное изображение в результате интерференции, скретч-голограмма же использует банальное отражение, так что часто возникают споры по поводу того, стоит ли причислять данный метод к голографическим. С другой стороны такие «строгие» определения голографии обычно содержат глупые ошибки. Скажем, определение голографии в вики жестко связывает технологию с лазерами, при том что первые голограммы были получены без их помощи, да и сейчас голограмму можно рассчитать на компьютере и воплотить в реальность штамповкой или аддитивными методами. В любом случае споры о терминах обычно малопродуктивны.
Метод, по-видимому, был открыт Либерманом(Gabriel Liebermann) в 1981, так что он будет интересен даже попаданцу в двадцатый век. Пластик прекрасно заменяется металлом, уверен что подойдет стекло и полированный камень. Только представьте себе, какой эффект будет производить на хроноаборигенов пайцза великого Впопуданца с волшебным объемным изображением…
Источники и интересные ссылки:
Abrasion holograms FAQ by William Beaty.
Подборка ссылок того же автора.
Видео с простейшим плоским вариантом.
Видео с объемными голограммами, еще видео.
Российские химики впервые в мире научились печатать scratch holograms.
Источник: Попаданцев.Нет