Бытовые мелочи — 3

Утверждается, что 39% людей моложе 30 лет не умеют считывать показания аналоговых часов.
Насколько это правда, утверждать не берусь, но мы все тут очень привыкли к числовым измерениям. Мы отлично понимаем что будет, когда в холодильнике поставить регулятор температуры на 4 градуса ниже и прекрасно воспринимаем рекламу с «на 51 процент светлее».
Между тем попаданец в средневековье или даже в магический мир этого будет лишен. Да что средневековье! Дореволюционные попаданцы мгновенно это заметят!
Но по книгам получается, что попаданец страдает разве что от отсутствия сигарет или привычного питания (начинает мостырить шашлыки), но никак не оттого, что на коне нет индикатора усталости и сколько еще протянет скотинка непонятно…


1. Сейчас мы дошли до состояния, когда не просто смотрим на термометр за окном. Собственно, на аналоговые термометры мы уже и не смотрим. Мы смотрим на погоду в смартфоне. Ситуация «американский метеорологический центр предсказал погоду для нашего района и она совпала» нас не удивляет и не напрягает.
В этом отношении вся история человечества — это период до начала 16 века, когда появились первые лабораторные термометры со шкалой (увы, только штучные лабораторные) и всю историю до этого времени с рассуждениями Аристотеля что «теплота — это определенная субстанция».
Но мы сейчас говорим о быте, а термометры туда проникли куда позже. Первый прогноз погоды, напечатанный в газете это «The Times» 1 августа 1861 года. Но.. прогноз погоды того времени не указывал температуры. И это при том, что синоптики — первые, кто начал регулярно использовать термометры. Пусть даже в отдельных столичных лабораториях отдельных развитых стран.

Гораздо хуже было с градусниками для измерения температуры тела. В том же 1861 году немецкий врач Карл Герхард считал «измерение температуры слишком сложной процедурой, чтобы возможно было введение его в практику и частое применение». Паровозы бегают и метро в Лондоне строится, а температуру больному не измерить.

А представьте на производствах? Ладно температура выплавки стали, там можно хоть приблизительно определить по свечению, а вот производство пива? Где нужно определенную температуру выдерживать неделями? Опять пиво кислое? Ну-ну.




2. Мы постоянно смотрим на часы. Мы не осознаем, но если мы сейчас оглянемся вокруг, то увидим нечто, что будет показывать нам текущее время. Это может быть что угодно, от бегущей строки на телеэкране до часов в микроволновке. Всякие компьютеризованные девайсы и упоминать страшно.
Мы этого уже не осознаем, но у нас в голове всегда отслеживается время, плюс-минус полчаса.
И никто не пытается привязать время к световому дню или к высоте Солнца. Если и возникают у нас мысли связи времени с природой, то «о, уже осень — темнеет в семь вечера».
Это все — не просто так. Это — ритм жизни.
Я вот недавно посмотрел кукольный спектакль Образцова «Необыкновенный концерт», он есть на ютубе. Мне в детстве он очень нравился. А сейчас… все идет настолько медленно, что заснуть можно. Можно только представить насколько нудным это кажется молодежи! Но на ютубе можно хотя бы перемотать.

А ведь в неспешном брежневском СССР ритм жизни был все же поживее, чем в том же средневековье. И поживее намного. Поезда ходили по графикам и на завод на смену не опаздывали. И да — часы уже были везде. Почти все взрослые носили часы. Везде в общественных местах висели крупные циферблаты (сейчас, кстати, исчезнувшие).
Но если брать чуть дальше, то в этом же СССР до Второй Мировой носить часы на руке все равно что в 90-х носить мобильник. Часы в СССР начали выпускать в 1930-м, до этого только импорт (очень небольшой) и то, что осталось в стране дореволюционного.
В других странах тоже: часы это дорого. В Британии времен Шерлока Холмса все джентельмены носили карманные часы. Это было показателем статуса, что-то типа автомобиля сейчас. А еще за сто лет перед этим не просто автомобиля, а «бентли» или «феррари» — только для самых зажиточных.

Общественные же часы.. Первые башенные часы не имели минутной стрелки. Только часовую. А зачем еще минуты отсчитывать? Кому надо? Кому в принципе это может пригодится?… Представьте современного человека в такой обстановке, дикий дискомфорт гарантирован.




3. Мы привыкли, покупая алкоголь, смотреть сколько там «оборотов». Мы очень точно различаем виски с 30 градусов от коньяка с 40 градусами. Но в той же Российской Империи стандартизация алкоголя началась только после Менделеева. Да, собственно, история измерения этого «градуса» не намного древнее Менделеева.

А в книгах попаданец часто пьет. Собственно, в средневековой Европе, где жители пили вино и пиво вместо воды, он не может не пить.
И при этом, заказывая в таверне алкоголь, попаданец не в состоянии угадать что он получит. Будет ли это вино с 5 градусами или с 0.5. Или прокисшее пиво, даты ведь не проставляли и холодильниками не обзавелись. Этикетки — только для дорогих вин («вино нужно пить, а не читать»). Да и то — сама винная бутылка это с 17 века. До того — бочки. Ну или амфоры, смотря как далеко попаданца занесет.

Тут самое интересное то, что алкогольные напитки чуть ли не древнее чем колесо. И пиво и вино люди употребляют с тех пор, как научились делать глиняные горшки (хотя я не удивлюсь, что в ритуальных целях это было еще раньше). При этом — беря в руки сосуд человек никогда не мог определить что там внутри. Только органолептическим методом. И выплюнуть, если определение было неудачным.
Ну сами представьте — попаданец как правило путешествует и вынужден пить алкоголь… но угадать что будешь пить невозможно.



P.S. Это все перечисленное настолько въелось в нашу жизнь, что авторы не пытаются описать как будет без этого.
Человек не только не задумывается как он жил лет пару десятков лет, люди уже забыли как они жили без смартфонов.