Секрет успеха Flappy Bird
Игра
о птичке, которая подпрыгивает
, успела попасть во все блоги, надоесть всем и стать объектом ненависти наравне с восхищением. В чем причина этого феномена и из каких слагаемых состоит успех в этом отдельном случае – об этом рассказывает
пост
Майкла Шервуда из
Tandem Capital.
Если вы сами в настоящее время разрабатываете мобильную игру или приложение для массового пользователя, вас наверняка тоже мучает вопрос,
почему всех так зацепила Flappy Bird
– и как вообще могло произойти, что такая примитивная игра могла занять первое место в рейтинге App Store?
Есть куча статей о «виральности» и «аддиктивности» и других страшных в русской транслитерации словах – но опытные разработчики давно знают, что настоящими стимуляторами роста такие абстрактные вещи не становятся. Да, продукт, который всем сносит башню, с большей степенью вероятности станет «вирусным» и будет распространяться благодаря «сарафанному радио», но до того, как случится такой прорыв, надо добиться критической массы скачивания приложения новыми пользователями.
И как же игрушка, в маркетинг которой не было вложено ни единого цента, выстрелила так, что оказалась на вершине рейтинга в магазине онлайн-дистрибуции Apple? Чтобы «докрутить» приложение до такой позиции, на маркетинг обычно надо выкинуть свыше $80 тыс. Ответ прост: прыгающая птичка обязана безумной популярностью пользовательским обзорам и отзывам.
Чтобы понять, почему именно пользовательские отзывы стали драйвером успеха, давайте вспомним, как работает алгоритм ранжирования в App Store. Само собой, что публично в Apple не раскрывают механизм, но ирония заключается в том, что как раз на примере этого простого приложения мы и увидели по итерациям, как происходит «прокачивание» популярности за счет пользователей. Выглядит это всё примерно так, если попробовать вывести некую формулу:
Текущий рейтинг = (число установок за последние несколько часов) + (число установок за прошедшие несколько дней) + ОБЗОРЫ (число поставленных «звездочек» + число текстовых отзывов) + вовлечение (сколько раз открывали установленное приложение) + продажи (в денежном эквиваленте)
Установки Flappy Bird в декабре подпрыгнули от 0 до тысяч раз, обычно такое достигается за счет платного продвижения и проплаченных скачиваний. Но никаких явных доказательств о том, что разработчик тратил деньги на целевое привлечение и раскрутку, у нас нет – как еще могло примитивное игровое приложение подскочить так быстро в общем рейтинге?
Большинство разработчиков следят только за числом установок, но важно не забывать, что в Apple немалое внимание уделяют уровню вовлечения пользователей и оставленным отзывам. Некоторые сразу же предположили, что автор Flappy Bird
Донг Нгуен возможно использовал ботов
для скачивания и написания обзоров по собственному приложению, что и породило начальную небольшую волну всплеска. Но тут есть и еще кое-что: неявный шаблон продвижения за счет оценок и рейтингов, которые использовался в самом приложении с самого начала.
Как это работало: кнопка для того, чтобы оставить оценку «звездочками», находилась в той же области, что и кнопка повторного запуска игры, В итоге, в большинстве случаев игрок промахивался – и невольно выставлял рейтинг. Такая манипуляция – совсем не редкость: интерфейс приложения или сайта построен так, чтобы непреднамеренно пользователи совершали некое действие, выгодное разработчику, которое сами пользователи осознанно бы не сделали. Обычно это – выставление рейтингов, когда руководствуясь мышечной и визуальной памятью игрок тычет пальцем туда, где должна быть кнопка запуска – а вместо этого промахивается и выставляет рейтинг.
Судя по тем комментариям, которые Нгуен раздавал журналистам и блогерам, расположение кнопки для выставления оценок тоже могло быть чистой воды случайностью; но суть тут не в том, сделал ли Нгуен это намеренно, а в том, что такое размещение сработало наилучшим образом для роста числа оценок и отзывов в магазине приложений.
Проанализировав данные по этой игрушке из iTunes, Зак Вилльямс сумел установить, что к ммоенту, когда игра о птичке стала лидером, приложение
Flappy Bird получало 400 отзывов-оценок в день
. Уже спустя сутки эта цифра выросла до 600, а к концу января столько отзывов игра собирала за 1 час. Если хотите сопоставить, то
индекс от App Annie
сообщает, что для хита Candy Crush в США выставлено около 400 тыс оценок в течение полутора лет, а Flappy Bird собрала 700 тыс оценок только в США – и это меньше чем за месяц. После того, как критическая масса оценок была перейдена, разработчик отключил свою уловку с кнопкой рейтинга, потому что написание подробных отзывов в App Store превратилось в настоящий спорт: какие только отзывы и комментарии к оценкам ни оставляли!
Вирусными стали именно эти отзывы и комментарии, а также последовавшие за ними обзоры в блогосфере. Конечно, они не были единственным фактором в успехе Flappy Bird. Но именно отзывы и система рейтингов, которые начали расти как на дрожжах, и представляют собой самый интересный момент в истории прыгающей птички. Отзывы сработали наилучшим образом – вот что после определенной первой волны скачиваний и оценок (собранных при помощи небольшой уловки в интерфейсе) помогло приложению взлететь на 1-е место в общем рейтинге.
Добавим, что пример быстро взлетевшей и столь же быстро «убитой» игры повлек за собой целый парад подражателей:
появились
всякие рыбки, пчелки, айронмэны и прочие попугаи. Но пока никто не добился аналогичного успеха (и не был закрыт на пике популярности).
Источник:Цукерберг Позвонит