Детство

Каждый под понятием «детство» вспоминает нечто свое.
Если не брать форс-мажорных случаев типа «чугунные игрушки, прибитые к потолку, скользкий подоконник, кровать без дна», то структурно детство у всех присутствующих одинаково — садик-школа-ПТУ. Ну, может про ПТУ я чуть загнул, но что почти всем приходится учиться после школы — это факт.

И тут вопрос даже не в том, что так было не всегда (и все об этом знают), тут вопрос — почему «невсегда» было по-другому?
Почему-то первым ответом является недостаток ресурсов в древности, однако это даже не частичный ответ, это мелкий осколок ответа…

По всем словарям «детство» — это просто ранний период в жизни. От рождения до пубертатного периода.
Однако сейчас «дети» это понятие растяжимое. Мы видим объявления по типу «Детям до 18 лет продажа табачных изделий запрещена». Детям. 18 лет.
Не, ну в Америке запрещено продавать алкоголь детям до 21 года… Представляете как рад «пацанчик» со средним весом 84 кг, что ему, наконец, можно легально выпить пива?

Понятие детство изменилось. Но вопрос в том, что столетиями и тысячетелетиями людям в детстве было отказано. Кроме совсем уж правящих слоев, но что за детство было у королей еще надо посмотреть.

Сейчас будут возражения — во многих странах дети до определенного возраста если и не были оставлены сами себе, то нагружать их было не принято. К примеру — у монголов отец даже не брал в руки сына до того возраста, пока он был не в состоянии сесть на коня, а до того — он жил на женской стороне и отец его даже не видел.
Такая ситуация обусловлена высокой детской смертностью. Отец не всегда мог сказать — сколько там детей живо, а сколько умерло. А вот те, которые выжили — тех уже стоит брать в оборот, тут чисто экономия ресурсов и времени. Ну и естественный отбор, как без него.

Тем не менее — детский труд еще сто лет назад был повсеместен. И делали дети абсолютно то, что делают взрослые, только в меру своих сил, выдавать обычные взрослые 200-300 ватт длительное время детский организм не способен.
Но вот вам список, что должна была уметь крестьянская девочка 10-ти лет, там больше 50 пунктов. Единственное что не умели — рожать детей, но тут нужно было ждать пока начнется менструация — можно замуж.
У мальчиков, кстати, ситуация с трудом была аналогичной.
Тут самое интересное в том, что кроме этих вышеперечисленных занятий им ничего другого за всю жизнь и не понадобится. С 10-ти лет уже полноценный член общества, какое там детство? В чем оно заключается при таком раскладе?

Что же так радикально поменялось?
Уменьшилась детская смертность? Появились свободные ресурсы и исчезла потребность в детском труде?
Почему в законодательствах фактически всех стран появилась статья за эксплуатацию детского труда?

Во всем виноват НТР, научно-техническая революция. Но не в тех областях, где прогресс облегчил жизнь людей и дал свободное время — а в тех областях, где прогресс жизнь человеку усложнил и заставил тратить время и усилия на какую-то мутотень.

Зачем нужна школа?
Даже не так… зачем школа понадобилась в Древнем Шумере, где она и была придумана?
Государство понадобилось единообразие. Считайте — стандартизация в знаниях каждого человека. Понадобилось общее понятийное поле, общее информационное поле. Еднообразие восприятия. И не надо кричать «Another Brick in the Wall», без таких кирпичиков государство просто разваливается. Чтобы шестеренки любого государства вращались, нужно точно понимать, что ждать от каждой шестеренки. Считайте это просто стандартизация в применении к людям — единообразное образование.

И так было тысячелетиями и все было нормально — вот только прогресс начал предъявлять все большие требования к человеку. Общее поле росло как на дрожжах. Учится для его восприятия приходилось годами и десятилетиями. Потом выяснилось, что его все равно слишком много — понадобилось разделить гуманитарное и техническое образование (вспоминаем «Реальное Училище«) К чему идет сейчас я даже затрудняюсь, у меня ощущение, что приходится просто выбрасывать куски, которые могут быть заменены «умными технологиями», то есть существующие устройства превращаются в нечто типа «черного ящика», с которым умеют работать, а что что внутри него — даже не подозревают. К смартфонам не полагается инструкций по использованию, а электрические схемы перестали вкладывать в упаковку еще в 90-е, но мы отвлеклись.

Но что попаданцу с этого?
А попаданцу нужно прогрессорствовать и он знает к чему ведет прогресс. Чтобы уложится в период своей жизни, он должен набрать детей и именно что обеспечить им детство — с игрушками, со школой и даже, возможно, с розгами. И чем длинней будет процесс — тем лучше.

Банально?
Тогда рассмотрим что случится, если даже способный человек не получит подобного длинного детства.
Ребенок, который в раннем детстве уже научился всему тому, что ему понадобится в жизни — ничему другому учится не будет (если не случится геополитических катастроф и для выживания из плотника придется переучиваться в солдаты — да и то будет сделано плохо). Такие люди — самые яростные консерваторы. Их детство закончилось в детстве, и с тех пор попытки их чему-то научить воспринимаются как попытки сделать из них совсем-совсем маленьких детей.
Это глобальные установки психики, проще списать как потерю, чем переломить отторжение.

Вспомнилась история про семью биологов, у которых родился ребенок и одновременно родился в питомнике шимпанзе. Они решили взять обезьяну в семью и воспитывать одинаково со своим ребенком. И они воспитывались одинаково (и что интересно, развивались совершенно одинаково) — примерно до возраста в 1.5 года. В этом возрасте шимпанзе становится самостоятельным, взрослым. А человек только начинает учиться говорить…

И главная проблема попаданца — что вся его армия, все его ремесленники будут именно такими, бездетскими…