Проект Sochi2014.com: под капотом Олимпиады

Все блоги / Про интернет 8 марта 2014 371   

В преддверии старта Паралимпийских игр в Сочи поговорили с Михаилом Чекановым, техническим руководителем проекта
Sochi2014.com
, который во время Олимпиады для многих болельщиков на планете стал самым главным новостным сайтом. Насколько сложно создать такой проект, какие технологии использовались и как строился рабочий процесс — это действительно уникальный опыт, которым мало кто обладает, так что интервью получилось очень интересным.


***


ЦП: Михаил, привет! Расскажите про свой бэкграунд и какая у вас была роль в проекте?


Михаил: Роль — руководитель управления интернет-проектов. Я отвечаю за разработку и поддержку сайтов, мобильных приложений и нескольких других систем. Проще говоря — за то, чтобы все сайты работали. Бэкграунд у меня довольно типичный для отрасли: начинал веб-мастером и редактором в проекте Рамблер-Болгария, до Оргкомитета работал руководителем отдела маркетинга продуктов в Рамблере.


Летом 2008 опубликовал резюме на hh.ru, пригласили на интервью в агентство, пара месяцев собеседований и тестов — и с 13 октября 2008 я работаю в Оргкомитете Игр. То есть, по сути, я работаю на стороне заказчика. Внутренней разработки у нас нет.


sochi_2014_mountains


ЦП: Расскажите о структуре и составе команды. Как все в этом плане устроено, сколько человек и все такое?


Михаил: Есть команда технических руководителей и экспертов, которые с внешними командами ведут проекты в интересах внутренних бизнес-заказчиков, прежде всего — интернет-маркетинга


Управляющая команда в мирное время — 8 человек, у поставщиков где-то около сотни сотрудников было в пике осенью прошлого года. Во время Олимпийских игр техническая поддержка обеспечивалась 4 сменами по 8 человек на месте событий, это так называемый второй уровень поддержки, и несколько десятков человек в Москве и других локациях. Кроме этого есть команда маркетологов и редакция.


На Паралимпийские игры людей чуть меньше, но несущественно — количество и качество предоставляемых сервисов не меняется.


ЦП: А поставщики — это кто такие? По деньгам еще интересно — во сколько встал такой масштабный проект?


Михаил: Это компании, которые непосредственно выполняли работы и предоставляли услуги. По деньгам: абсолютные цифры, разумеется, называть не имею права, это коммерческая тайна. В относительных величинах могу сказать что мы остались в рамах бюджета аналогичного подразделения Оргкомитета Игр в Ванкувере, хотя фронт работ у нас был значительно большим. И существенно меньше чем в Лондоне.


1920293_10153862433400268_236426322_n


ЦП: Ясно. Давайте поговорим о технологиях: может был задействован какой-то суперсофт, или вы закупали какие-то особенно уникальные серверы?


Михаил: Если говорить непосредственно о сайте Игр, то в качестве платформы мы использовали Microsoft Windows Azure, соответственно это .NET и практически весь стек сервисов, которые предоставляются Azure. Для ряда не столь критичных сайтов мы использовали виртуалки Azure с традиционным LAMP-стеком.


ЦП: Кстати, еще довольно занимательный вопрос — работа с государством, у которого в сфере интернета и технологий репутация не очень. Как вам работалось с государственными людьми (менеджерами и т.п.)?


Михаил: У нас государство всего лишь один из стейкхолдеров. И с этой стороны осуществлялся жесткий контроль, то есть отчеты и документацию мы готовили всегда очень серьезно, с самого начала. Если говорить о технической документации, то старались придерживаться ГОСТов и РД, но без фанатизма — то есть без лишней бюрократии. Сайт Игр разрабатывался уже по стандартам Microsoft. С точки зрения проектного управления мы работали по адаптированному PMBOK, но при этом подрядчики в основном использовали agile-подходы.


То есть непосредственно в Оргкомитете мы все работали по жесткому стандарту, который использовался для всех без исключения проектов. С подрядчиками — в зависимости от их возможностей и характера задач. Как таковых менеджеров со стороны государства и не было, рынок воспринимает в этой роли нас, организаторов.


ЦП: А вот подрядчики, что это были за компании? Я слышал, что Microsoft что-то делал конкретно под Sochi2014.com. Кто-то еще такой же известный был?


Михаил: Одна из наших особенностей — это то, что подготовка организована по принципу «от простого — к сложному». То есть объем и сложность задач нарастали постепенно, от проекта к проекту. Сначала, в 2009-м мы выбрали разработчика сайтов — агентство «Артикул Медиа». С ними же мы сделали эскизный проект сайта Игр — формализовали требования, просчитали варианты реализации и риски. Результатом эскизного проекта стал тендер на платформу, который выиграл Microsoft. Мобильные приложения делал «Мегафон», наш мобильный партнер. Независимый аудит результатов проекта делал «Ростелеком». Для нагрузочного тестирования мы использовали облачную платформу SOASTA.


result_01


В процессе мы также привлекали массу других компаний и отдельных экспертов. Соответственно Microsoft предоставил инфраструктуру, разработал все сервисы сайта Игр и обеспечил интеграцию с системами распространения результатов. «Артикул» делал интерфейсы и инфографику.


То есть мы старались использовать сильные стороны поставщиков. Где требуется большой объем ресурсов, готовность брать на себя риски и повышенная надежность — большие, мощные компании. Там где требуется креатив, скорость и гибкость — маленьких и гордых.


ЦП: Такое число разных компаний и организаций наверное дико сложно координировать? Были ли какие-то факапы в этой связи, чтобы вот «надо было на Ruby, а сделали на PHP»?


Михаил: Основной проблемой были личностные конфликты и внутри команд, и между нами. Все состоявшиеся люди, со своими амбициями и тараканами. Тушили как могли. Были кризисы, но мы их довольно благополучно прошли, из основной команды никого не потеряли. Думаю, что каждый получил по несколько левел-апов, если так можно выразиться. Что же до технической стороны, то конфликтов не было — все знали, что в итоге должно получиться и каким требованиям должно соответствовать. Мы очень много усилий инвестировали в управление требованиями, потому что от этого зависит всё — и бюджет, и сроки, и качество. С другой стороны, в проекте по официальному сайту Игр мы выстроили жесткую систему контроля качества — как внутреннюю, так и внешнюю (независимый аудит).


В результате у нас было очень мало инцидентов во время Игр — сотня с небольшим, это значительно меньше чем у наших предшественников. И ни одного серьезного. Ну и подавляющее количество отзывов в интернетах были хорошими, что греет душу всем нам.


А за все пять лет факапы конечно же были, как же без них. Два с половиной факапа, если быть точным. Полфакапа— это когда пару лет назад по DDOS легли DNS-серверы «РУ-Центра», всего лишь на несколько минут. Но этих нескольких минут хватило, чтобы у журналиста «МК» браузер не смог найти наш сервер. Утром мы в мониторинге получили новость «Сайт Олимпиады оказался недоступен» и дружно несколько дней подпрыгивали, резервируя DNS.


ЦП: Под инцидентами что понимается — сбои в системах или какие-то хакерские атаки?


Михаил: Под инцидентами понимаются любые ошибки. Инцидент первого уровня — сайт лежит. Второго — не функционирует сервис, заметный посетителям. Третьего и четвертого — мелкие ошибки. Соответственно на устранение дается формально от одного до восьми часов, в зависимости от уровня.


То есть все зависит от влияния на посетителей, если оно существенное — высокий приоритет, небольшое — низкий. Причина же не имеет столь большого значения. Если на каждую атаку поднимать инцидент — клавиатура сломается. Если влияния на пользователей нет, то мы считаем, что все в штатном режиме.


ЦП: Еще хотел спросить про эмоциональную составляющую такого проекта. Было ощущение, что это просто работа, или все-таки какое-то давление и подъем духа от того, что «смотрит весь мир» чувствовалось?


Михаил: Про какой-то особый патриотизм не скажу, но у многих, в том числе и у меня, мотиватором было то, что такой проект бывает только раз на поколение.


На этапе подготовки многие нервничали, потому что ответственность очень высокая. В отличие от бизнес-систем, к примеру, которые во время игр работают примерно в том же режиме, что и до Игр, у нас условия очень сильно различаются – нагрузка за пару дней растет на три порядка. От тысяч к миллионам посетителей в сутки. И, несмотря на все нагрузочные тестирования, где-то в глубине было опасение «взлетит — не взлетит». Собственно, в этом и есть самый большой риск проекта — большие сайты идут к такому трафику годами, выстраивая инфраструктуру, отлаживая решения и процессы. Здесь же надо включиться и выключиться. Зато после того как мы поняли что «взлетели», Игры прошли как один день.


Два основных риска проекта — нагрузка и безопасность, два основных ограничения — несдвигаемые сроки и бюджет. То есть это очень большой профессиональный challenge, вызов.


ЦП: Давайте по цифрам еще пройдемся. Сколько было посетителей, просмотров, какие-то важные и красивые показатели интересуют.


Михаил: Более 5,5 миллионов посетителей в сутки, 43,5 млн просмотров в самый посещаемый день, всего за февраль — более 600 млн. В пике мы видели 194 тыс. активных пользователей по GA, 90 тыс. запросов в секунду к серверам Azure. Тестировали на 200 с лишним тысяч одновременных посетителей.


По мобильным приложениям — 6.1 млн установок, 135 млн запусков. При этом более трети просмотров сайта было с мобильных устройств.


sochi-infografic_Web


ЦП: Неплохо-неплохо. А баннеры на сайте только партнеров висели или можно было купить  размещение за пару Камазов золотых слитков? Сколько такое стоит вообще?


Михаил: Дорого. И да, баннеры только партнеров Игр. Это отдельные маркетинговые активации, за отдельные деньги.


ЦП: Раз у вас была маркетинговая команда, то интересно узнать, как вообще продвигали сайт Игр? Какое было главное средство?


Михаил: А как же логотип? :). Специально рекламировались только сайт билетной программы и магазин лицензионной продукции. Продвигать сам сайт особого смысла не имело, сколько не закажи — все равно траф потеряется в тайпине и трафике с поисковиков.


ЦП: Можете рассказать о каком-то самом мощном достижении, которым вы прямо-таки гордитесь. Что это бло?


Михаил: Собственно, одно из самых больших наших достижений — это динамическая инфографика для всех, бех исключения, спортивных дисциплин. Наши предшественники пытались такое сделать, но получалось лишь частично — не успевали.


result_4infograph


Скажу честно, я и сам довольно скептично относился к идее сделать инфографику для всех видов спорта. Сделать «результаты» даже в традиционном, табличном виде — довольно тяжелая задача, только спецификация требований к отображению результатов (т.н. ORIS — Olympic Results Information System) занимает более 5 тысяч страниц.


Но наши заказчики из маркетинга все-таки настояли на своем, взяли на себя часть работы по проектированию, и мы все-таки это сделали. В результате у нас были не только скучные таблицы, но и довольно интересная инфографика — по каждому виду спорта своя. Как и табличные данные, инфографика обновлялась в реальном времени.


А еще в фигурном катании мы впервые показывали не только результаты, но и запланированные элементы. То есть зрители могли увидеть не только то, что спортсмен, в итоге, исполнил, но и что планировал сделать. С точки зрения фанатов это очень круто, и такого еще не было, поэтому часто можно было увидеть людей с нашими официальными приложениями даже на трибуне во время соревнований.


фото 2


ЦП: А что будет после того, как закончится Паралимпиада? Вы работаете только до конца этого проекта или команду переведут, например, на подготовку ЧМ по футболу 2018?


Михаил: Да, мы расходимся после закрытия Паралимпийских игр :(. ЧМ именно нам не светит, в любом случае, поскольку у FIFA совершенно другой подход к цифровым медиа — они все концентрируют на своем сайте и в своих приложениях.


ЦП: А куда пойдут члены команды потом? Расскажите про планы немного.


Михаил: Конкретных планов лично у меня пока нет, было не до планов на будущее. Но примерно половина сотрудников уже нашли себе новые проекты.


ЦП: Ясно, спасибо!




 Источник:Цукерберг Позвонит
  • Оцените публикацию
  • 0

Похожие публикации

@
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Архив публикаций