Литография

Все блоги / Блоги людей 12 мая 2015 549   

С одной точки зрения литография — это гравюра (по крайней мере по современной классификации). С другой — это плоская печать, то есть прообраз офсета, который точно ни разу не гравюра.
Истина как всегда, где-то посередине.

И она в том, что литография много лет была, фактически, главным методом, который позволял вставлять в печатную литературу что-то типа фотографии.
Ну то есть как фотографии… Рисунки он позволял вставлять. Но не те, которые получаются с помощью травленного штриха, где полутона передаются количеством штрихов и поэтому портреты больше напоминают портреты на современных денежных купюрах, а настоящие полутона. И, кстати, в отличие от офсета, эти полутона под лупой не рассыпаются на точки растра…

Литография была изобретена по-бедности в 1796 Алоизом Зененфельдером. «По-бедности» это самые сладкие слова для попаданца, они означают, что дорогие компоненты и инструменты заменяются дешевыми. Зененфельдером был плохим театральным актером и плохим автором пьес. Но оно все же хотел популяризовать свои пьесы и решил их печатать сам. Но для печати нужен либо металлический наборный шрифт, либо медные доски для офорта. Для Зененфельдера оба пути были оверпрайсом и он решил печатать текст… с камня.
Самое интересное в том, что он преуспел!

litogrИтак, делаем литографию.
Первое, что нам надо — кусок мелкозернистого известняка с ровной поверхностью.
На нем рисуют специальным литографическим карандашом, рисуют просто как на бумаге. Все название «литографический» в том, что в состав карандаша входит жир. Также разводят специальную жирную тушь и рисуют кисточкой. Собственно, с тем же успехом можно рисовать сливочным маслом, только нужно выбрать пожирнее.
После этого камень травят — обрабатывают слабым раствором азотной кислоты (тут, собственно, сам тип кислоты не настолько важен).

После этого с камнем происходит маленькое чудо.
Если смочить его водой, то будут смочены только участки, на которых ничего не нарисовано (нет жира).
Теперь мы можем аккуратно на камень накатить слой типографской краски на основе олифы. Эта краска приклеится только к жирным местам камня, остальные места будут влажными и краска на них не ляжет.
Нам осталось только приложить лист бумаги и прикатать его ракелем, отпечаток готов (при массовом производстве все равно понадобиться станок, но для чего при массовом производстве не нужен станок?).

Для следующего отпечатка нам нужно либо просто добавить воду и краску, либо чуть еще чуть протравить камень.
Количество отпечатков будет значительным, это настоящая типографская технология.

Для приведение камня в «чистое» состояние его обезжиривают, на практике — обрабатывают несколько часов квасцами.

То, что тут описано, собственно говоря, называется «автолитография» — когда изображение рисуется непосредственно на камне.
Но существует и множество техник перенесения рисунка с других источников, но это тема другой статьи.

Итак, что мы имеем?

1. Литографию рисовать очень легко — просо карандашом или кисточкой, главное не класть руку на камень, потому что рука жирная и потом туда прилипнет краска, будут серые пятна. Всегда нужно подкладывать бумажку.

2. Технология получения отпечатка проще, много проще чем гравюра.
Тут не нужно не только сильных кислот, но и даже печатного станка! Нужен только камень.

3. Из-за отсутствия дорогостоящей медной пластины и сложных станков, литография очень, очень дешевый метод печати. А еще если учесть, что камень у нас многоразовый и до сих пор в мастерских используют камни, выломанные еще до отмены крепостного права на Руси, то вообще все очень бюджетно.

4. Литография пригодна как для сложных полутоновых акварельных рисунков, так и для четких чертежей и схем согласно всех нормативов ГОСТа. Включая шрифт, соответствующий ЕСКД. Потому что литографию, как и чертеж, делают карандашом. Главная разница — линии будут жирнее, но не факт что это недостаток.

Ну это как бы великолепно, но не может же быть совсем без недостатков.
К сожалению они есть.
Точнее, недостаток один, но жирный.
Это — сам камень.

Дело в том, что далеко не всякий известняк вообще даст отпечаток.
Скорее всего вы получите нечто мутное или отпечаток будет одноразовый. То есть напечатать вы напечатаете, но удалить изображение с камня не получится.

На самом деле настоящие высококачественные камни очень дорогие, их используют не десятилетия — столетия.
Все они — это литографский известковый сланец светлого желто-серого цвета, встречающийся близ Solenhofen в Баварии. У него очень высокая плотность и крайне мелкое зерно. И еще — в этом сланце нашли уже два отпечатка археоптериксов. Поэтому увидите где-то окаменевшего археоптерикса или какую-нибудь окаменевшую кистеперую рыбу, то можете пробовать печатать с этого камня. 😀
Как результат — настоящие литографические камни дефицит, их берегут и передают по наследству даже в современном мире.

Конечно, можно найти известковый сланец попроще. Скорее всего вы сможете получить с него отпечаток.
Но вряд ли он сравнится по качеству и количеству отпечатков с гравюрой.
Но однозначно — он будет дешевле.

P.S. Кто будет гуглить слово «литография» — помните, что сейчас им называют еще процесс создания элементов на чипах.

  • Оцените публикацию
  • +1

Похожие публикации

@
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Архив публикаций