Вомгла 2.0?

Все блоги / Про интернет 27 февраля 2012 0   
Игровая индустрия традиционно делится на два лагеря. Первый - издатели и разработчики браузерных и 3D-игр, которые делают большие игры и большие деньги. Второй - "социальщики", менее структурированные с точки зрения ведения бизнеса, однако срывающие не меньший денежный куш. Существующие мнения по поводу ситуации в гейм-индустрии весьма противоречивы, поэтому не лишним будет пройтись по наиболее выдающимся представителям каждого лагеря.

Начнем с больших игроков:

Games.mail.ru - процесс мучительного угасания легендарного динозавра Рунета только набирает обороты, но в скором времени можно ожидать его предсмертной агонии. Как говорится, рыба гниет с головы. А пока пресловутая IT-Territory, входящая в состав игрового направления mail.ru, оправдывает самые худшие ожидания - через год-другой её не станет.

Уже в начале 2012 года внутри компании ведутся разговоры о том, что games.mail.ru вовсе сворачивает разработку новых игр, а продолжает поддерживать только те проекты, которые приносят свыше миллиона рублей прибыли в месяц.

Как бы странно это не звучало, руководство не только само загребает деньги большой лопатой, но и поощряет это среди сотрудников. Далеко ходить не надо – даже программисты и гейм-мастера проворачивают незамысловатые операции и уплотняют купюрами свои карманы. В компанию набираются люди, которые умеют 2 вещи: либо воровать деньги, либо тратить. Третьего не дано.

В Mail.ru сложно найти квалифицированного разработчика, который бы не занимался своими проектами одновременно с работой на Никольского и Ко. И еще неизвестно, является ли в данном случае работа на Mail.ru основной. Не очень квалифицированные разработчики просто сидят и плюют в потолок. Ситуация в их громадном офисе напоминает кадры из знаменитого «Титаника», когда судно уже идет ко дну, а на борту продолжается праздник.

Игры? Ах, да, зачем «изобретать велосипед», если жить с тем, что есть, и так неплохо? А ведь можно еще и копировать (а попросту воровать) идеи у конкурентов - вплоть до оформления интерфейсов. Вспомните всю историю с «Грызнёй», полностью слизанной с «Ботвы» или клонирование «Тюряги».

Тотальное отсутствие инициативы, свежих идей и желания работать, массовый распил денег – это суровая реальность Games.mail.ru. В общем, ждем «внезапной» кончины, но надеемся на перерождение.

Wargaming – смело можно ставить плюс как самой лучшей студии по разработке компьютерных игр в СНГ. Вероятно, в стране с диктатурой и без нефти только и остается заниматься играми и делать это качественно и успешно! Компания определенно манит своими проектами (World of Tanks – уже живая легенда, World of Warplanes входит в список наиболее ожидаемых релизов, а World of Battleships замыкает почетную троицу). Компания успешно генерирует и воплощает новые идеи, не замечена в скандалах и интригах и, что самое главное – команда на годы вперед обеспечила себе profit и многомиллионную аудиторию, готовую сутками зависать в танковых баттлах. Даже Европу захлестнула волна танкового онлайнового симулятора... В общем, горжусь!

Ситуация в Nival напоминает кулуарные игры руководства в шахматы – постоянные перестановки, расстановки, назначения, новые отделы… Как итог - все на местах, но ничего не происходит. Ни один нивалец не сможет внятно ответить на вопрос, чем он занимается в компании – это факт. Орловский пытается последовательно шагать в светлое будущее, однако получается вяло и через раз. А когда-то все так мило начиналось – «Аллоды: Печать Тайны», «Демиурги» и далее по списку. Орловский все еще на плаву и обещает, что расхваленная и распиаренная кроссплатформенная соцстратегия Prime World выстрелит. Однако на дворе 2012 год, конец света не за горами, а не слышно даже шороха.

В апреле Nival купил DST, и стало еще менее понятно, куда же движется одна из некогда лучших и прогрессивных российских игровых компаний.

Плохо организованные процессы работы, каждый день – новая стратегия, слабый руководящий состав… В итоге неугодных увольняют (это в наше-то время, когда профессионалы на вес золота! ), а умные уходят сами. Вместе с тем, Орловскому лично можно поставить зачет – он один из немногих людей, кто умеет делать деньги и при этом сохранять приятное человеческое лицо.

Destiny Development – молодая компания, известная проектами «Ботва» и «Понаехали тут». Трудяга отечественного геймдева. Стоит в сторонке, ни в чем не участвует, в тусовке не тусуется, но активно выпускает проекты, на которых и зарабатывает. Компания анонсирует один проект за другим: только до лета у них запланировано к выходу сразу несколько браузерок и локализация корейской MMORPG Maestia. При таком темпе не обходится, конечно, без фейлов: полностью провальные «2 Башни» и «Лабиринт». Одним словом, много делают, не все получается. И все равно продолжают делать.

Что будет с Destiny в итоге – покажет время, а пока ребята потихоньку собирают команду (ходят слухи, что каждого кандидата собеседует лично Аграновский – создатель компании). При этом нельзя не заметить, что Destiny ухитрились продать лицензии на свои браузерки «Мосвар» и «Ботва» в несколько стран и, что самое удивительное, в Китай. За деньги! Кто знает, что такое продать что-либо в Китай за деньги, меня поймет.

Иннову разрывают скандалы и внутренняя коррупция, распил денег, сфальсифицированные уголовные дела и т.п. Менеджмент утомлен, никому ничего не надо, никто ничего не понимает… Ее проекты R2 Online, Lineage 2 и Aion уже никто не помнит, знают только псевдо-бренд Innova Systems. Именно Саркисян и его команда пытались подмять под себя весь игровой рынок СНГ, руководствуясь пресловутым принципом «если теневой рынок нельзя победить, его нужно возглавить». Вся история с Фростом, травля ничего не подозревающих инженеров с вызовами на Петровку ставит под сомнение деятельность компании – они там играми занимаются или чем? Если даже топовые сотрудники разъехались-разбежались (взять того же экс-тех.директора Шапошникова, который теперь трудится на благо НЕ нашей Родины в Великобритании – вот так геймдев теряет лучших спецов), то что говорить про игроков – это стадо, которое нужно доить. Иннова увязла в судебных процессах, и то ли еще будет… Одним словом, бизнес-шмизнес в его худшем проявлении.

Syncopate – темная лошадка. Была основана выходцами из вышеупомянутой Инновы, «выстрелила» Blood and Souls и на этом, как ни печально, сдулась. На данный момент компания не выделяется какими-либо яркими проектами, поддерживает аудиторию бесконечными конкурсами и турнирами, давая понять о бездонности бюджетов. Перехант лучшего биздева из Games.mail.ru, псевдосенсационные заявления о привлечении иностранных инвесторов с 15 млн.дол. и выпуске 10 игр в год упорно не хотят укладываться в голове в формулу успеха. За всем этим, похоже, снова скрывается «распил» денег и прочие махинации, что сказывается на имидже компании – Syncopate не приносит прибыли и не занимает никакого места среди компаний игровой индустрии (хотя с их стороны были громкие обещания занять 25% рынка к 2012 году). С другой стороны, редкий представитель русского геймдева в свое время не посягал в мечтах и пресс-релизах на крупные доли рынка. Если сложить все эти заявления, то получится намного больше 100%

Belver – одни из долгожителей гейм-индустрии. В течение 11 лет занималась изданием и локализацией игр под небезызвестными брендами Руссобит-М и GFI. Среди проектов - Runes of Magic и наделавший много шума, но провальный RIFT (который (конечно же!) должен был стать очередным убийцей WOW). На сегодняшний день Belver воплощает в себе принцип «моя хата с краю». Владельцев, похоже, не особо интересует выход на IPO, привлечение инвесторов и партнеров. Атмосфера в компании по признаниям ее сотрудников тоже напряженная: кромешный тоталитаризм сталинского типа, шаг влево, шаг вправо – уволен.

Nekki – ни рыба, ни мясо. Компания имитирует бурную деятельность и продолжает существовать за счет профита, достающегося от прошлых проектов. Но игрушки про футбол и хоккей скоро канут в лету. Основатели Nekki, чья браузерка «11х11» пользовалась наибольшей популярностью и хорошо монетизировалась, в настоящее время пытаются спасти ситуацию. Однако деревенский подход к ведению бизнеса портит картину, и если не будет сделан шаг в сторону слияний и поглощений – минус один «игрок» на рынке геймдева.

Фабрика Онлайн – молодые да горячие игроки индустрии, позиционируют себя как издатель крупных европейских проектов на территории России и стран СНГ. В 2008 году выпустила первый проект "Фабрика футбола", и началась штамповка относительно успешных продуктов. Компания страшно гордится играми «Меч и Магия: Герои. Королевства» от французского разработчика Ubisoft и «Cultures Онлайн» от Funatics Software. А сейчас и вовсе смотрит на всех свысока со своей Royal Quest, онлайн-RPG от Katauri Interactive. Правда, станет ли она успешной – большой вопрос. В компании предпочитают особо не заморачиваться, кто будет потребителем выпускаемых продуктов, поэтому ограничиваются тем, что представляют миру весьма средненькие продукты, которые «схавает» любой новичок и школьник.

Таким образом, мир больших игроков и больших денег живет по своим правилам и крайне неохотно принимает в свои ряды молодые команды, которые лезут из кожи вон, чтобы стать на шаг ближе к «легендам» геймдева. Digital Worlds, Skazka, Mental Games, Ingamba и прочие (список можно продолжать до бесконечности) упорно пытаются доказать свое право на жизнь, но все это больше напоминает предсмертный хрип, чем попытку заявить о себе.

Плавно перейдем к пресловутым «социальщикам», чьи потуги порой все же выливаются в относительно качественные продукты.

Game Insight – с первого взгляда первая (и, пожалуй, самая успешная) из компаний, взявшихся за портирование своих игр на мобильные платформы. Особенно «отожгла» на Android Market c проектами «Моя страна» и Paradise Island, а затем запустила «Волшебный дом» для iPad. Игры качественные, рынок мобильных приложений сейчас на подъеме… Но все это напоминает последнее пристанище для мурманского инвестора Игоря Мацанюка, который умудрился настолько замарать свою репутацию на игровом рынке, что двинулся в сторону гаджетов только потому, что в остальных сегментах с ним просто никто не рискнет связываться.

Достаточно вспомнить о прекращении сотрудничества соцсетей «Мой Мир» и «Одноклассники» с Game Insight! Оказалось, что Мацанюк, который являлся тогда миноритарным акционером и вице- президентом mail.ru, просто воровал программный код и хантил команду прямо из своего вице- президентского кабинета!

Сейчас Game Insight ограничивается тем, что активно и злобно (и иногда даже по делу) троллит любые проекты mail.ru в FaceBook, хотя сразу после скандала с кражей кода Мацанюк грозился дать опровержение и отстоять свое честное имя. Но потом он продал свою дольку в mail.ru, получил на руки телегу бабла, и честное имя, очевидно, как-то сразу перестало иметь значение…

Но игры у них хороши. Этого не отнять. Если все это еще и приносит компании деньги, то вообще молодцы.

Нельзя не упомянуть и компанию I-Jet, которая стала знаменитой после выпуска игры «Счастливый фермер». Игра стала настоящим прорывом в истории Рунета и породила клонов, больше чем Тетрис. Все были довольны – получили $20 млн., открыли офис в Пекине… А потом начался треш – компания провалила переговоры со всеми потенциальными инвесторами, «кинула» на деньги не только своих сотрудников, но и целые команды разработчиков, а затем и вовсе закончила свою Эпоху Издателя, которой, по сути, никогда и не было. Компания так и не научилась сама разрабатывать игры, а найти новые или продвигать уже имеющиеся не получается ввиду отсутствия понимания, что такое бизнес и как им нужно управлять. Такие случаи называются «захлебнулись в деньгах».

Social Quantum позиционирует себя как молодой и амбициозный разработчик (прости, Господи!) игр для социальных сетей и неустанно хвастается 5-ти миллионной дневной аудиторией и своими проектами «Территория фермеров», «Мегаполис» и пр. Компания чрезвычайно долго собиралась с духом, чтобы перевести проекты на мобильные платформы, и в итоге сделала это довольно успешно: мобильная версия "Мегаполиса" прорвалась в топ и чувствует себя превосходно.

Что еще написать про Social Quantum… Ну, вы сами ведь все знаете!

Социальные сети также попали в сети компании PlayFlock, чья первая социалка «Городок» уже через 10 дней собрала 500 000 пользователей. И конвейер пошел – запуск более 10 проектов за полгода с выходами в соцсетях ВКонтакте, Мой мир, Одноклассники и Facebook. В 2011 году PlayFlock сделала пробную вылазку в мир MMORPG, выпустив странную игру «Раса 13», о которой «кто-то-что-то-когда-то-где-то-слышал», а далее - история умалчивает.

Нельзя забыть и о молодой волгоградской студии Кефир, которая со своей неоднозначной «Тюрягой» разбавляет стройные ряды ферм и майбрутов. Проект собрал 12- ти миллионную аудиторию, и даже «его величество» Games.mail.ru сделали ремейк «Тюряги», выпустив ее под названием «Братва и кольцо».

Кого мы еще забыли упомянуть?

Drimmi с их рыбной игрой… Говорят, Игорь Мацанюк, о котором уже упоминалось выше, влил в студию Шермана $2 млн. Рыбная игра скоро выходит на мобильных платформах. Выживет – хорошо, а помрет – не жалко.

В болоте геймдева еще бултыхается ряд компаний, таких как Crazy Panda, Crazy Bit и другие крейзи, у которых по полтора проекта на двоих и смутные перспективы – в звезды и лидеры индустрии они никак не годятся, а значит, быть им сожранными. Возможно, все они доживут до того счастливого момента, когда их кто-нибудь купит. Все они - артефакты, оставшиеся с тех прекрасных времен, когда каждый флешер, проработавший три месяца в крупной компании, считал, что он с другом-серверником Васей сможет делать все то же самое. Что от богатой и счастливой жизни его отделяет только шеф, который, конечно же, ничего не понимает в играх. Миллиарды Цукерберга полностью занимали собой объем черепа, амбиции рвались наружу…

В итоге треш завалил рынок, а ожидания быстрого и легкого обогащения не оправдались. На рынке остались те, кто успел произвести продукты, генерирующие стабильную прибыль. Остальные скукожились и вернулись в родные флешерские пенаты к своим шефам.

Вот примерно так…

На самом деле, рынок уже очень сильно изменился, меняется на глазах и будет меняться в ближайшие годы. Геймеры сейчас уже не те: багов не прощают, во все подряд не играют, стали разборчивы и привередливы. Планка качества для игр поднялась за несколько лет на заоблачную высоту. Сложно представить, чтобы сейчас смогла выстрелить такая игра, как культовый «Бойцовский клуб», а ведь еще пять лет назад всех все устраивало.

Делать игры на коленке, дома, в свободное от основной работы время тоже больше невозможно. Бюджеты разработки и маркетинга возросли на порядок. Заканчивается артельщина, наступает индустриальный период.

Но хуже всего то, что на рынке не хватает свежих идей. Не хватает, как воздуха! Есть программисты, художники, геймдизайнеры, продюсеры и даже есть деньги, но все это медленно опускается в болото однообразия и затхлости. Рынок стонет и чахнет от бесконечных ферм, от треша, от копирования и клонирования друг у друга. Рынок в упадке и депрессии, он «ждет перемен».

Тот, кто понимает это, кто сможет дать рынку глоток этого самого свежего воздуха, тот в конечном итоге и выиграет. И этим кем-то может стать и маленькая студия где-нибудь в провинции, и молодой незаметный программист, работающий над очередным клоном где-нибудь в Mail.ru, и любая из компаний, перечисленных выше.

За декадансом всегда приходит ренессанс, если, конечно, не наступит конец света!



 Источник:Roem.ru

Похожие публикации

@
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Архив публикаций